Ответы экспертов
Вопрос
добрый день!
\"вопрос ремонта сети электроснабжения многоквартирного дома должен разрешаться в зависимости о того, в чьей зоне ответственности находится часть вышедшей из строя инженерной сети (имущество сетевой организации, общая долевая собственность собственников помещений многоквартирного дома, муниципальная собственность и т.д.)\"
вопрос: каким документом (документами) определяется зона ответственности инженерных сетей?
Ответ
\"вопрос ремонта сети электроснабжения многоквартирного дома должен разрешаться в зависимости о того, в чьей зоне ответственности находится часть вышедшей из строя инженерной сети (имущество сетевой организации, общая долевая собственность собственников помещений многоквартирного дома, муниципальная собственность и т.д.)\"
вопрос: каким документом (документами) определяется зона ответственности инженерных сетей?
Здравствуйте!
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 установлено, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных выше Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из анализа приведенных выше положений усматривается, что границей прав собственников помещений МКД на сети электроснабжения, так называемой границей балансовой принадлежности, является внешняя граница стены дома, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций и она может:
- устанавливаться по соглашению сторон, при заключении договоров ресурсоснабжения МКД;
- совпадать с местом соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом;
- совпадать с границей балансовой принадлежности (для собственников МКД ею является внешняя стена дома).
Понятия разграничения эксплуатационной ответственности сторон и балансовой принадлежности электросетей определены в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, согласно которым:
- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
- акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности;
- граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
В соответствии со ст. 543 Гражданского кодекса РФ к существенным условиям договора энергоснабжения, без которых договор ничтожен, относится условие об обеспечении содержания и безопасности эксплуатации сетей, приборов и оборудования.
Согласовывая границы эксплуатационной ответственности, стороны предусматривают порядок содержания и эксплуатации инженерных сетей и оборудования, отражая это в Акте разграничения эксплуатационной ответственности. В случае отсутствия такого Акта граница устанавливается по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета, а при его отсутствии - по границе общего имущества собственников помещений МКД.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 установлено, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных выше Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из анализа приведенных выше положений усматривается, что границей прав собственников помещений МКД на сети электроснабжения, так называемой границей балансовой принадлежности, является внешняя граница стены дома, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций и она может:
- устанавливаться по соглашению сторон, при заключении договоров ресурсоснабжения МКД;
- совпадать с местом соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом;
- совпадать с границей балансовой принадлежности (для собственников МКД ею является внешняя стена дома).
Понятия разграничения эксплуатационной ответственности сторон и балансовой принадлежности электросетей определены в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, согласно которым:
- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
- акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности;
- граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
В соответствии со ст. 543 Гражданского кодекса РФ к существенным условиям договора энергоснабжения, без которых договор ничтожен, относится условие об обеспечении содержания и безопасности эксплуатации сетей, приборов и оборудования.
Согласовывая границы эксплуатационной ответственности, стороны предусматривают порядок содержания и эксплуатации инженерных сетей и оборудования, отражая это в Акте разграничения эксплуатационной ответственности. В случае отсутствия такого Акта граница устанавливается по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета, а при его отсутствии - по границе общего имущества собственников помещений МКД.
Вопрос
Добрый день!
застройщик при сдачи многоквартирного дома не смог сдать питающий кабель на баланс сетевой организации, так как его монтаж был выполнен с большими нарушениями ПУЭ. Поэтому взял его на свой баланс, после чего напряжение на дом было подано. После создает свою УК, передает туда кабель на баланс. Эта УК заключает договор на управление с этим домом. Через 3 года договор с этой УК дом разрывает и переходит на НУ. Через 2 года (5 после застройки)кабель выходит из строя из-за некачественного монтажа. Вопрос: кто должен отремонтировать кабель?
Ответ
застройщик при сдачи многоквартирного дома не смог сдать питающий кабель на баланс сетевой организации, так как его монтаж был выполнен с большими нарушениями ПУЭ. Поэтому взял его на свой баланс, после чего напряжение на дом было подано. После создает свою УК, передает туда кабель на баланс. Эта УК заключает договор на управление с этим домом. Через 3 года договор с этой УК дом разрывает и переходит на НУ. Через 2 года (5 после застройки)кабель выходит из строя из-за некачественного монтажа. Вопрос: кто должен отремонтировать кабель?
Добрый день!
В соответствии с гражданским законодательством собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока.
Таким образом, для того, чтобы иметь возможность понудить застройщика устранить дефекты в инженерном оборудовании многоквартирного дома, необходимо обратить внимание на сроки, предусмотренные условиями договора заключаемого застройщиком с участниками долевого строительства.
Кроме того, согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе сюда относится и механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. В случае отнесения инженерных сетей к общему имуществу собственников помещений многоквартирного жилого дома, внешней границей сетей электроснабжения входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Таким образом, вопрос ремонта сети электроснабжения многоквартирного дома должен разрешаться в зависимости о того, в чьей зоне ответственности находится часть вышедшей из строя инженерной сети (имущество сетевой организации, общая долевая собственность собственников помещений многоквартирного дома, муниципальная собственность и т.д.).
В соответствии с гражданским законодательством собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока.
Таким образом, для того, чтобы иметь возможность понудить застройщика устранить дефекты в инженерном оборудовании многоквартирного дома, необходимо обратить внимание на сроки, предусмотренные условиями договора заключаемого застройщиком с участниками долевого строительства.
Кроме того, согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе сюда относится и механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. В случае отнесения инженерных сетей к общему имуществу собственников помещений многоквартирного жилого дома, внешней границей сетей электроснабжения входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Таким образом, вопрос ремонта сети электроснабжения многоквартирного дома должен разрешаться в зависимости о того, в чьей зоне ответственности находится часть вышедшей из строя инженерной сети (имущество сетевой организации, общая долевая собственность собственников помещений многоквартирного дома, муниципальная собственность и т.д.).
Вопрос
Здравствуйте!Мне надо подать иск на своих соседей, но получается, что ответчик прописан в моем доме(у нас долевая собственность), а проживает в другом месте. Мировые судьи разные, но я еще не знаю точно их адрес, как мне поступить? Как найти их адрес? И на какого мирового судью писать по месту прописки ответчика, или по месту проживания? У нас они появляются очень редко.Спасибо!
Ответ
Здравствуйте, Сергей.
Статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.
Статей 29 этого же кодекса установлено, что иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
Поскольку Ваш иск является негаторным (спор о законности действий ответчика, нарушающий право собственности истца), такой иск подается по месту жительства ответчика. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На практике место жительства граждан определяется их регистрацией по месту жительства. Место жительства в соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определяется как жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, направляйте Ваш иск мировому судье по адресу, где зарегистрирован (прописан) Ответчик по делу.
Для поиска участка мирового судьи можно воспользоваться городской справкой или сервисом государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие», который находится по адресу в сети Интернет:
http://www.sudrf.ru/index.php?id=300&var=true
Статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.
Статей 29 этого же кодекса установлено, что иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
Поскольку Ваш иск является негаторным (спор о законности действий ответчика, нарушающий право собственности истца), такой иск подается по месту жительства ответчика. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. На практике место жительства граждан определяется их регистрацией по месту жительства. Место жительства в соответствии со ст. 2 Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определяется как жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, направляйте Ваш иск мировому судье по адресу, где зарегистрирован (прописан) Ответчик по делу.
Для поиска участка мирового судьи можно воспользоваться городской справкой или сервисом государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие», который находится по адресу в сети Интернет:
http://www.sudrf.ru/index.php?id=300&var=true
Вопрос
Артём Александрович, добрый день! Подскажите, хотим сделать балкон на 1 этаже, какие документы нужны, куда обратиться за разрешением? Спасибо.
Ответ
Добрый день, Светлана.
Для проведения собственником переустройства (перепланировки) в своей квартире требующего внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, необходимо соблюдение требований ст.ст. 25-29 главы 4 Жилищного кодекса РФ, которыми предусмотрено, что переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В дальнейшем для проведения переустройства жилого помещения заявитель (собственник, уполномоченное им лицо) представляет в орган местного самоуправления (местную администрацию), осуществляющий согласование, следующие документы:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке ;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Причем документы, указанные в п.п. 2, 4, 6 указанного выше перечня, заявитель вправе не представлять, так как они могут быть запрошены органом осуществляющим согласование самостоятельно.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства жилого помещения принимается органом осуществляющим согласование не позднее чем через сорок пять дней, и в течение трех рабочих дней направляется заявителю.
В случае отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения такое решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
По завершению переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, органом осуществляющим согласование, составляется акт приемочной комиссии.
Для проведения собственником переустройства (перепланировки) в своей квартире требующего внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, необходимо соблюдение требований ст.ст. 25-29 главы 4 Жилищного кодекса РФ, которыми предусмотрено, что переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В дальнейшем для проведения переустройства жилого помещения заявитель (собственник, уполномоченное им лицо) представляет в орган местного самоуправления (местную администрацию), осуществляющий согласование, следующие документы:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке ;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Причем документы, указанные в п.п. 2, 4, 6 указанного выше перечня, заявитель вправе не представлять, так как они могут быть запрошены органом осуществляющим согласование самостоятельно.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства жилого помещения принимается органом осуществляющим согласование не позднее чем через сорок пять дней, и в течение трех рабочих дней направляется заявителю.
В случае отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения такое решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
По завершению переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, органом осуществляющим согласование, составляется акт приемочной комиссии.
Вопрос
Здравствуйте, Артем Александрович.
Подскажите пожалуйста как быть если на крыше МКД расположено оборудование, антенны организаций предоставляющих интернет услуги, ТВ. Оборудование подключено к энергоснабжению дома. Как быть в случае с ОДН, возможно ли взимание платы за электропитание их оборудования, если да то каким образом?
Ответ
Подскажите пожалуйста как быть если на крыше МКД расположено оборудование, антенны организаций предоставляющих интернет услуги, ТВ. Оборудование подключено к энергоснабжению дома. Как быть в случае с ОДН, возможно ли взимание платы за электропитание их оборудования, если да то каким образом?
Здравствуйте Алексей.
Монтируя сети и оборудование (интернет, ТВ) в многоквартирном доме в целях оказания услуг жильцам, оператор связи неизбежно затрагивает общее имущество всех жильцов. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий могут осуществлять строительство, эксплуатацию средств и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. Отсутствие договорных отношений между организацией связи и собственником зданий и сооружений о пользовании последними для размещения в них средств и сооружений связи рассматривается как нарушение прав собственника. Жилищный кодекс не устанавливает запрета на реализацию данного положения, следовательно, собственники помещений могут согласовать с оператором связи размер платежа за пользование общим имуществом. Эти суммы (пусть даже оператор связи и перечисляет их уполномоченному лицу, которым может быть управляющая организация или ТСЖ) поступают в доход собственников помещений пропорционально доле в праве общей долевой собственности на общее имущество (ст. 248 ГК РФ). Именно собственники помещений распоряжаются данными суммами (обязывают управляющую организацию направлять их на финансирование определенных работ, погашение имеющейся задолженности, в счет будущих платежей и т.п.
В силу прямого указания Жилищного кодекса РФ (пп. 1, 3, 3.1 п. 2 ст. 44) принятие решений об условиях пользования третьими лицами общим имуществом, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений уполномочены заключать договоры об использовании общего имущества, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (данные решения могут быть приняты только более чем 2/3 голосов всех собственников помещений - п. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Условия пользования общим имуществом, включая соразмерную плату, должны быть установлены на общем собрании собственников помещений. Договор заключается по соглашению сторон, причем от имени собственников помещений выступает специально уполномоченное ими лицо. Оператор связи не может принудить ТСЖ или управляющую организацию заключить с ним договор об использовании общего имущества, поскольку стороны свободны в заключении договоров .
Не исключена ситуация, когда оператор связи смонтировал свои сети и оборудование в доме без согласования с общим собранием собственников помещений и в отсутствие договора (соответственно, данные объекты уже используются для оказания услуг некоторым жильцам). Руководствуясь приведенными выше нормами, собственники помещений могут принять на общем собрании решение о предъявлении иска в суд к оператору связи (требования об устранении препятствий для пользования и распоряжения общим имуществом).
Таким образом, согласование размещения оборудования связи в многоквартирном доме с общим собранием собственников помещений необходимо в силу закона. Если оператор связи, проигнорировав свою обязанность, самовольно произвел монтаж сетей и оборудования связи и начал оказывать услуги некоторым жильцам многоквартирного дома, по решению общего собрания оператора можно принудить произвести демонтаж.
В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, исполнитель коммунальных услуг исчисляет плату за энергоснабжение жильцам по общим нормам. В составе этой суммы оплачивается и стоимость электроэнергии, потребленной внутридомовым оборудованием (в том числе оборудованием, принадлежащим оператору связи), объем которой зафиксирован общедомовым прибором учета . Следовательно, неправильно считать, что ТСЖ или управляющая организация оказывает оператору связи коммунальную услугу электроснабжения (или поставляет ему электроэнергию). На самом деле оператор связи компенсирует расходы собственников помещений на оплату электроэнергии, потребленной оборудованием. Естественно, это справедливо, только если оборудование связи подключено к внутридомовым сетям электроснабжения. Если же оборудование подключено к сетям энергоснабжающей организации и оператор связи ведет с ней прямые расчеты, собственники помещений не вправе претендовать на возмещение стоимости потребленной оборудованием энергии.
Монтируя сети и оборудование (интернет, ТВ) в многоквартирном доме в целях оказания услуг жильцам, оператор связи неизбежно затрагивает общее имущество всех жильцов. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий могут осуществлять строительство, эксплуатацию средств и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. Отсутствие договорных отношений между организацией связи и собственником зданий и сооружений о пользовании последними для размещения в них средств и сооружений связи рассматривается как нарушение прав собственника. Жилищный кодекс не устанавливает запрета на реализацию данного положения, следовательно, собственники помещений могут согласовать с оператором связи размер платежа за пользование общим имуществом. Эти суммы (пусть даже оператор связи и перечисляет их уполномоченному лицу, которым может быть управляющая организация или ТСЖ) поступают в доход собственников помещений пропорционально доле в праве общей долевой собственности на общее имущество (ст. 248 ГК РФ). Именно собственники помещений распоряжаются данными суммами (обязывают управляющую организацию направлять их на финансирование определенных работ, погашение имеющейся задолженности, в счет будущих платежей и т.п.
В силу прямого указания Жилищного кодекса РФ (пп. 1, 3, 3.1 п. 2 ст. 44) принятие решений об условиях пользования третьими лицами общим имуществом, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений уполномочены заключать договоры об использовании общего имущества, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (данные решения могут быть приняты только более чем 2/3 голосов всех собственников помещений - п. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Условия пользования общим имуществом, включая соразмерную плату, должны быть установлены на общем собрании собственников помещений. Договор заключается по соглашению сторон, причем от имени собственников помещений выступает специально уполномоченное ими лицо. Оператор связи не может принудить ТСЖ или управляющую организацию заключить с ним договор об использовании общего имущества, поскольку стороны свободны в заключении договоров .
Не исключена ситуация, когда оператор связи смонтировал свои сети и оборудование в доме без согласования с общим собранием собственников помещений и в отсутствие договора (соответственно, данные объекты уже используются для оказания услуг некоторым жильцам). Руководствуясь приведенными выше нормами, собственники помещений могут принять на общем собрании решение о предъявлении иска в суд к оператору связи (требования об устранении препятствий для пользования и распоряжения общим имуществом).
Таким образом, согласование размещения оборудования связи в многоквартирном доме с общим собранием собственников помещений необходимо в силу закона. Если оператор связи, проигнорировав свою обязанность, самовольно произвел монтаж сетей и оборудования связи и начал оказывать услуги некоторым жильцам многоквартирного дома, по решению общего собрания оператора можно принудить произвести демонтаж.
В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, исполнитель коммунальных услуг исчисляет плату за энергоснабжение жильцам по общим нормам. В составе этой суммы оплачивается и стоимость электроэнергии, потребленной внутридомовым оборудованием (в том числе оборудованием, принадлежащим оператору связи), объем которой зафиксирован общедомовым прибором учета . Следовательно, неправильно считать, что ТСЖ или управляющая организация оказывает оператору связи коммунальную услугу электроснабжения (или поставляет ему электроэнергию). На самом деле оператор связи компенсирует расходы собственников помещений на оплату электроэнергии, потребленной оборудованием. Естественно, это справедливо, только если оборудование связи подключено к внутридомовым сетям электроснабжения. Если же оборудование подключено к сетям энергоснабжающей организации и оператор связи ведет с ней прямые расчеты, собственники помещений не вправе претендовать на возмещение стоимости потребленной оборудованием энергии.